Любопытное исследование: людей, знающих термин «стартап», становится все больше

«Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) и ВЦИОМ провели опрос среди 1600 респондентов старше 18 лет, проживающих на территории России, и обнаружили, что значительное число из них (45%) знают определение термина «стартап». Это на 9% больше, чем в 2021 году! При этом наибольшую осведомленность в этом вопросе продемонстрировали представители молодежи.

Исследование проводилось методом телефонного опроса (CATI). Помимо стандартных вопросов о возрасте, уровне образования и месте жительства респонденты также ответили, насколько они знакомы с предпринимательским делом, в частности — со стартапами.

Результаты социального опроса показали, что почти каждый второй респондент знает определение стартапа. В то же время доля осведомленных об этом термине значительно выше — часть участников исследования где-то слышали это слово, но не смогли дать четкое объяснение, что оно означает.

А наиболее точное определение чаще всего называли молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (67%, +16% по сравнению с 2021 годом) и 25–34 лет (62%, +14% по сравнению с 2021 годом). Различия были выявлены и по гендерному признаку: среди мужчин дать определение стартапу смогли больше половины респондентов (52%, +11%), среди женщин этот показатель был существенно ниже — он составил 38% (+8). Наименее осведомленными о термине оказались люди старше 60 лет (21%, +1%).

Что же такое стартап?

Этот вопрос был озвучен респондентам без вариантов ответа, чтобы каждый из них мог сказать, как он сам понимает этот термин. Статистика получилась следующая:

Интересно, что за последние два года количество человек, которые даже предположить не могут о том, что такое стартап, сократилось на 11%. А тех, кто пришел от заданного вопроса в замешательство (сказал «затрудняюсь ответить»), стало немного больше — на 2%.

«Общий вектор размышлений следует логике сочетания инновационности продукта и инвестирования в него. Среди отраслей ответившие выделяют сферы науки и информационных технологий. Другими словами, обычно объяснение стартапа так или иначе связано с внедрением чего-то нового (идеи, продукта и т. д.), а также с выделением инвестиций на воплощение такого проекта в жизнь. Также россияне называли в качестве определения стартапа „инициативную группу людей со своей идеей“, „микропредприятие с малым количеством персонала“ и „бизнес на начальном этапе“», — поделилась Карина Кушнир, вице-президент по маркетингу и коммуникационной стратегии «Сколково».

В заключение подведем итог: стартап — это бизнес, который запускают, чтобы представить абсолютно новый на рынке продукт или изменить привычную отрасль.

Наиболее полное определение этого термина однажды дал известный американский предприниматель Стив Бланк. Он сказал, что стартап — «это временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой». Впервые этот термин был использован в журнале Forbes в 1976 году, а годом позднее его подхватило и издание BusinessWeek.